Цветопластика – название выставочного проекта петербургских художников Наталии Земляной, Сергея Борисова и Александра Позина. По определению это связывает культуру работы, как с плоскостью, так и с пространством. Два скульптора и один живописец объединили усилия, чтобы представить свое видение модели мира.
Общая школа, родственное ощущение сложного строения всего окружающего и, следовательно, поиск методики его преобразования, – что еще сплачивает разных авторов, создавших собственный ансамбль? Не в последнюю очередь это способность перестроить свое видение с иллюзорно-предметного на пространственно-пластическое. Они избегают столь востребованного публикой внешнего правдоподобия, в котором мало музыкальности и гармонии. Форма для них – не предмет, но идея. Так художники выражают свое отношение к натуре, которая у Н. Земляной, С. Борисова и А. Позина служит поводом для изучения и воплощения; а произведение, будь то картина или скульптура (пластический объект) – уже вывод. Работая над раскрытием смысловой структуры предметного мира, художники невольно вступают в контакт с будущим произведением и, в случае обнаружения взаимодействия, как с его поверхностью, так и с внутренней тканью создаваемого творения, готовы искать авторские варианты решения образов.
Они понимают живописно-пластический образ как сумму составляющих произведения: живописный колорит и тон, цветонасыщенность и фактурность поверхности, контрастность, динамику и ритмику форм, выстроенную логику пространства и т.д.
Несмотря на разницу используемых материалов и техник художники имеют общие тенденции и стилеобразующие признаки. Скульптурная пластика Сергея Борисова, создающего биоморфные формы знакового характера из разнообразных природных материалов стилистически близка архитектонике произведений Наталии Земляной. Обращение к живым природным формам присуще и камерной пластике Александра Позина, который не без иронии обыгрывает это и в названиях вещей. Абстрактная ассоциативность работ всех авторов заряжена внутренней динамикой, энергетикой и метафоричностью.
Три талантливых и самобытных художника используют смысловые элементы: знаки, символы, аллегорические образы, – заложенные еще архаическим искусством, равно обращенным к традиции аналитического созерцания, соединяющей предметный мир с абстрактно-умозрительным.