Морозов Николай Сидорович (1924–2012 гг.)

Биография

Николай Сидорович Морозов родился 27 августа 1924 г. восьмым ребёнком в простой рабочей семье в подмосковном городе Талдоме. Его отец Сидор Петрович Морозов (1880–1942 гг.) был «башмачником», мать Наталия Григорьевна Морозова (1884–1965 гг.) помогала мужу в его ремесле, позднее работала по найму.

В Талдоме Коля Морозов пошёл в школу и уже с детских лет он любил рисовать, учителя безошибочно узнавали его тетради, даже если они были не подписаны, только лишь потому, что они всё были разрисованы. Жизнь в Талдоме в то время была тяжёлая, в 1932–1933 гг. семья Морозовых голодала: на день выдавалось на человека по 100 гр. хлеба.

Коля был очень любознательным чему, очевидно, способствовали частые рассказы его отца: былины, сказки о богатырях, сражениях. Отсюда рождался его интерес к русской истории. Одни из первых сохранившихся рисунков Николая как раз изображает богатырей, воинов в доспехах на конях. Начинал рисовать он с того, что пытался копировать какую-нибудь понравившуюся картинку с открытки или из книги.

В 1935 г. семья переехала из Талдома в строящийся на окраине Москвы рабочий посёлок «Сталинский», в котором возводилась Сталинская водопроводная станция, снабжавшая столицу водой. В 1937 г. Николай отправился вместе со своей семьёй на Север — в Коми АССР, куда его родители завербовались на работу на три года. Здесь он познакомился с художником-любителем В. Задоркиным, который увидев рисунки Николая, настойчиво советовал ему учиться живописи, когда тот вернётся в Москву.

В 1940 г. Николай с родителями возвратился в посёлок «Сталинский» (ныне «Восточный»), его отец был парализован, жили бедно; об учёбе не могло быть и речи. Николай начал работать токарем на авиационном заводе в Балашихе.

После начала Великой Отечественной войны в 1941 году авиационный завод эвакуировали и Николай поступил разнорабочим на Сталинскую водопроводную станцию. И когда на станции появился свободный токарный станок, он стал работать токарем на этой водопроводной станции, перевыполняя план Комитета обороны. 

С самого начала войны Николай пытался уйти на фронт добровольцем, но по молодости лет ему в военкомате отказывали (Николаю тогда было только 16 лет). Но его настойчивая просьба была наконец удовлетворена: в августе 1942 г. он стал курсантом Львовского военно-пехотного училища, которое после начала войны было эвакуировано из Львова в город Киров Уральского военного округа; командиром училища был полковник Иван Васильевич Давыдов, Герой Советского Союза (посмертно). Окончив училище в феврале 1943 г. (5 мая 1943 г. Морозову было присвоено звание младший лейтенант), он стал командиром воздушно-десантного взвода в первом гвардейском воздушно-десантном полку (командир полка подполковник Илларион Григорьевич Попов), входившем в состав пятой воздушно-десантной дивизии под командованием генерал-майора Николая Григорьевича Травникова. Николая Морозова отправили на Северо-Западный фронт, где он воевал на реке Ловать (середина марта 1943 г.), во время боевых действий в апреле 1943 г. он получил первое серьёзное ранение в голову. После лечения в госпитале в августе 1943 г. Николай Морозов вновь возвратился на боевые позиции, теперь он сражался на втором Украинском фронте; во время выполнения боевого задания он получил второе тяжёлое ранение в голову и контузию. После лечения в госпитале в г. Махачкале 26 сентября 1944 г. его уволили в запас как инвалида войны (первое время после ранения он был глухонемым).

За боевые заслуги Николай Морозов награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейными и другими медалями и почётными знаками.

Н.С. Морозов поступил в Московскую городскую художественную студию для инвалидов Отечественной войны Управления по делам искусств Мосгорисполкома, где учился с 1 октября 1944 г. по сентябрь 1950 г. Его преподавателями были художники И. И. Захаров и К. Ф. Морозов, а руководил студией замечательный художник К. Ф. Юон.

Успешно окончив студию, Н. С. Морозов 2 октября 1950 г. был принят в члены Товарищества «Мособлхудожник» с прикреплением к живописно-творческому цеху.

Ещё будучи студентом, Николай часто слышал от своих педагогов о художнике Павле Дмитриевиче Корине, и ему страстно хотелось хотя бы увидеть когда-нибудь этого мастера, а уж о знакомстве с ним он мог только мечтать. Вскоре после окончания студии, в июне 1951 г., он узнал о наборе помощников в мастерскую в новом депо московского метрополитена «Измайловское», где началась работа по художественному оформлению станции метро «Комсомольская кольцевая» под руководством П. Д. Корина и по его эскизам. Николай Морозов был одним из первых, кто пришёл в этот новый творческий коллектив. Именно здесь его давняя мечта осуществилась: в конце июня 1951 г. он познакомился с П. Д. Кориным, сотрудничество с которым продлилось 15 лет. После испытательного срока 5 июля 1951 г. Н. С. Морозова зачислили в цех монументальной живописи и интерьера Декоративно-оформительского комбината Московского товарищества художников в качестве помощника художника-мозаичиста.

Н. С. Морозов работал помощником П. Д. Корина на мозаичном панно «Александр Невский» для станции метро «Комсомольская кольцевая» (станция была открыта 30 января 1952 г.). А также он работал под руководством П. Д. Корина на других объектах: мозаичное панно в Актовом зале Университета на Ленинских Горах (март-июнь 1952 г.), художественное оформление вестибюлей в высотном здании на площади Восстания (ноябрь 1952 г.), оформление надземного вестибюля станции метро «Смоленская» (декабрь 1952 г. — январь 1953 г.), создание витражей для магазинов в г. Риге в Латвии (1954 г.). Во время работы над этими проектами Николай Морозов познакомился с художником Серафимом Александровичем Зверевым.

По рекомендации П. Д. Корина с начала сентября по 15 октября 1958 г. Н. С. Морозов выполнял работы по восстановлению живописного плафона Большого театра в Москве, позднее — в филиале Большого театра (с середины сентября по 7 декабря 1961 г.).

Через некоторое время Николай Морозов стал своим человеком в доме-мастерской П. Д. Корина. Он во многом помогал Павлу Дмитриевичу, часто жил в его доме, и всегда старался чему-нибудь ещё научиться. Николай Сидорович познакомился с известным реставратором Степаном Сергеевичем Чураковым, вскоре сам стал реставратором и П. Д. Корин доверял ему реставрировать иконы из своего собрания.

В этот период Н. С. Морозов начал работать над первым интерьером мастерской П. Д. Корина, над этим полотном он трудился несколько лет (1954–1957 гг.). Интерьер «В мастерской П. Д. Корина» вместе с тремя пейзажами в марте 1958 г. выставком принял на четвёртую молодёжную выставку. Работа «В мастерской П. Д. Корина» имела успех, о ней писали в журнале «Искусство», в котором также была воспроизведена её репродукция. Позднее художник написал второй интерьер «В мастерской П. Д. Корина» (1967 г.)

В 1958 г. Николай Сидорович получил от П. Д. Корина и Б. Н. Яковлева рекомендации в Московское отделение Союза художников СССР (МОСХ). 15 марта 1963 г. он был принят кандидатом в члены МОСХа, а 12 июля 1967 г. стал членом МОСХа.

С 1962 г. Н. С. Морозов работал в Живописном комбинате МОСХа, выполнял заказные портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, панно для сцен конференц-залов.

В ноябре 1963 г. были созданы первые эскизы картины «Финал Великой Отечественной войны» — одной из главных работ художника.

В 1967–1982 гг. он ежегодно участвовал в выставках московских художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Принимал участие в городских, региональных, юбилейных и тематических выставках с 1958 до 1990-х гг.

Н. С. Морозов много путешествовал, он изъездил почти всю Россию: от Петербурга до Красноярска и Иркутска, часто бывал на творческих дачах художников, где были задуманы многие картины и откуда он всегда привозил много этюдов. Он любил Крым и часто бывал там.

В 1971, 1972, 1973, 1977, 1978, 1980, 1991–1992 годах состоялись персональные выставки Н. С. Морозова в Москве, Талдоме и Пущино Московской области.

Будучи преимущественно художником–живописцем, Н. С. Морозов работал в разных художественных техниках: это были работы не только живописные и графические, а также акварель, пастель, акватинта, гравюра, мозаика. Одной из главных тем в его искусстве была военная тема, которой посвящены основные крупные работы художника. При этом его творческое наследие очень разнообразно: это и портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры, жанровые картины, немало работ посвящены исторической теме, в центре этих полотен образ Александра Невского.

Н. С. Морозов ушёл из жизни 26 сентября 2012 г. в Москве.

МЕДИА
Галерея
РАБОТЫ
КАТАЛОГ